Автостопом в Узбекистан

Семен Павлюк

Средняя Азия: туда и обратно или «Автостопом в Узбекистан»

И вот я вышел из дома, усвоив науку смотреть
Я посмотрел на свой город, и город был тусклый как смерть.
Все изменилось, пока я учился читать имена:
Чужое небо, чужие дороги, чужая страна
И я подбросил монету, сказав себе «зло и добро»,
Монета весело встала три раза подряд на ребро.
И я проверил карманы: нож, спички и карта небес
И за подкладкой плацкартный билет на туркестанский экспресс.

Сергей Калугин «Туркестанский экспресс».

В Среднюю Азию меня тянуло давно. На протяжении трех лет каждый сентябрь я туда собирался… и каждый раз откладывал поездку. Причиной тяги к этому региону был случайно полученный в вечное пользование путеводитель Lonely Planet Central Asia. Перечитав его не один раз, я преисполнился желанием попасть на далекую окраину своей Родины – Советского Союза. Небесные узоры дворцов и мечетей городов Великого Шелкового Пути, высокогорный Памирский хайвей, озеро Иссык-Куль, бескрайние степи и умирающие индустриальные гиганты Казахстана, река Амударья – все это манило не хуже Тадж-Махала, Каракорумского хайвея и реки Янцзы. И главное это гораздо доступнее, ближе, как в физическом, так и экономическом (визовом) отношении.

Пора в дорогу? Как бы не так. Не было попутчиков (при словосочетании «Средняя Азия» все мои знакомые почему-то начинали крутить пальцем у виска и рассказывать страшилки), а одному ехать скучно. И всякий раз путешествие откладывалось.

И вот очередной сентябрь - как известно, лучшая пора для путешествия в данный регион: удушающая жара уже спала, рынки ломятся от фруктов. Я недели две как вернулся из европейского турне (Италия, Австрия, Швейцария и куча карликовых государств) – впечатления улеглись, по контрасту тянет в Азию. До предполагаемой поездки в страны Ближнего Востока еще несколько месяцев. Чем же заполнить вакуум? И тут я знакомлюсь с Элей, заинтересовавшейся перспективой путешествия в Сирию и Ливан. Узнав, что Ближний Восток мы собрались покорять автостопом, Эля высказала энтузиазм, но предупредила, что ездить хитч-хайкингом никогда не пробовала. Что ж, нужна тренировка на местности. Как насчет Средней Азии? Значит едем. Теперь передо мной стояла задача, как найти время для поездки. 20 сентября у меня был первый экзамен в аспирантуру, а вырваться из Москвы я мог лишь по истечении первой сентябрьской недели. Две недели – совсем негусто, так что придется их потратить на самую интересную часть Средней Азии – древние города Узбекистана: Самарканд, Бухару и Хиву. Впрочем, в последний момент оказалось, что экзамен перенесли на 25-е число. Тем лучше. Вперед.

Данные путешествие решил донести до возможных читателей в виде путевого дневника. Так сложилось, что в силу ограниченности времени наш путь получился транзитным. Мы почти нигде не останавливались, не было времени, чтобы посидеть, поразмыслить, проанализировать накопившиеся впечатления. Зато было полно времени, чтобы записать происходящее непосредственно вокруг тебя или свежие впечатления, трясясь в кузове очередного грузовика или ожидая его посреди голой степи. Дневник передан почти без последующего редактирования и дополнения.

06.09.03

На вечер был намечен старт экспедиции. Да-да, именно экспедиции, о чем у меня была соответствующая бумага с родного географического факультета (спасибо А.И. Лукьянову). В Самарканде я собирался заглянуть на местный географический факультет и поговорить о перспективах проведения зимней полевой практики нашей кафедры в Узбекистане. Да и вообще, как только географ переступает порог своего дома – он уже в экспедиции. Едет ли он загорать на пляже, или отдыхать с друзьями – он всегда «с широко открытыми глазами». Наблюдает, анализирует, записывает. Таковы особенности профессии.

Итак, в половину седьмого вечера я вышел из дома. Вернее выехал. Мои коллеги по многочисленным путешествиям Гриша и Леша любезно согласились вывезти за МКАД. Заодно они обкатывали свое новое приобретение – УАЗик, купленный специально для готовящейся поездки по Монголии (следующим летом). Когда-нибудь, надеюсь, я напишу и о ней. А пока нас ждет Узбекистан. Выгрузились, не доезжая Ногинска. Ребята уехали кататься по лесному бездорожью, а мы остались ловить машины на трассе М7 в лучах нашего первого за путешествие заката.

Кстати почему М7 (трасса, напомню, Москва – Нижний Новгород – Казань – Уфа), когда мы едем в Узбекистан? Логичнее было бы поехать по М5, на Самару. Так и предполагалось сделать, но у Эли возникли неотложные дела на исторической родине – в городе Ижевске. Эля недавно утеряла внутренний паспорт, поэтому теперь необходимо было заехать в Ижевск, дабы сдать документы на восстановление оного. На обратном пути нам предстояло вновь заехать в столицу Удмуртии уже для того, чтобы забрать готовый «дубликат бесценного груза».

Поэтому мы стояли на трассе М7 и уже полчаса как ловили машины «в строну Елабуги». Наконец в наши сети попалась рыба – и сразу довольно крупная. Рафик с мигалкой на крыше и надписью «Дорожная служба» на борту ехал из Смоленска в Казань. Водитель, правда, среагировал не на нас, а на закусочную, у которой мы стояли, но согласился взять с собой после ужина. Помимо водителя в машине находился и собственно ответственный за дорожный контроль. Как человек знающий, он поведал много интересного о текущем состоянии различных российских трасс. Так, знаменитая трасса Москва – Дальний Восток будет полностью готова через два года. Но плохенькая грунтовка уже существует, и самые отчаянные дальнобойщики уже гоняют первые фуры.

Целью данной машины было изучение федеральной трассы Казань – Оренбург (которая федеральной стала совсем недавно после строительства моста через Каму). Работа начиналась в понедельник утром в Казани, поэтому они никуда не спешили и ехали себе 60-70 км\ч. За Владимиром машина встала на ночь. Нам предлагали переночевать в машине, но мы были обуяны идеей побыстрее добраться до Ижевска, поэтому распрощались и пошли стопить в ночь.

Стояли три часа на какой-то заправке, никто не останавливался. Хотя нет, останавливались и немало, но все были местные и могли подвести лишь 3-5 км. Наконец в 1:45 нас забрал КАМАЗ до Нижнего. Это трехчасовое ожидание было рекордом почти до самого конца путешествия. А то, что оно было в начале – даже хорошо. Сразу приучает к трудностям.

07.09.03

КАМАЗ принадлежал грузину, не столь хорошо говорящему по-русски. Он довольно неохотно рассказывал о жизни в Грузии (может потому, что мало знал – уехал в РФ еще в советские времена, но ныне содержит массу родственников, оставшихся там) и вообще хотел спать. До Нижнего он, конечно, не доехал – сон победил раньше. В 4:20 встали на ночь под Гороховцом. Заночевали в кабине. «А рюкзаки из кузова не сопрут?» – «Нет, я чутко сплю. Чуть кто подойдет к машине – проснусь», успокоил меня уроженец Кавказа.

Я проснулся в восемь, сходил проверить рюкзаки, почитал немного, разбудил Элю, мы позавтракали – водитель все это время счастливо храпел, не реагируя на хлопанье дверцы, мои прыжки на кузов и т.д. В девять утра я вышел из кабины с намерением стопить дальше. Первое, что я увидел, была знакомая машина с мигалкой и улыбающимися лицами внутри. «Ну что, далеко уехали?». Перетащив рюкзаки и разбудив на прощание чуткого грузина, мы вновь оказались в «Дорожной службе».

Машина эта, надо сказать, хорошо оборудована. Куча техники, дабы следить за дорогой, телевизор, ноутбук. Правда, ТВ был бесполезен (работал только на МКАДе, поэтому за футбольным матчем Россия-Ирландия следили по SMS-трансляции), а вот ноутбук пригодился как магнитофон - всю дорогу до Казани слушали «Чайф».

По трассе М7 я ездил не раз, поэтому не столько смотрел в окно, сколько лихорадочно читал книги по Казахстану и Узбекистану (серия «Советский Союз», 1970 г.), которыми меня снабдил научный руководитель всего за несколько часов до отъезда. Чтобы не тащить увесистые тома в Среднюю Азию, их предполагалось оставить в Ижевске. Но сначала прочитать. Собственно оторвался от книги я всего раз, чтобы обратить внимание попутчиков на панораму Свияжска, что раскинулся на острове посреди Волги. Срубленная под Ярославлем крепость была переправлена прямо по волжским волнам под Казань, где была собрана за одну ночь и стала опорой для войск Ивана Грозного.

В Казань въехали в 16:45. Экипажу машины надо было куда-то позвонить и купить карту, поэтому поехали на ж.д. вокзал. Там я пробежал взглядом по списку электричек и понял, что они нам не помогут. Поезда уходили в дебри южного щупальца Кировской области, а выбраться из каких- нибудь Вятских Полян, да еще и ночью, не представлялось возможным. Так что оставалось продолжить одиссею по трассе.

Нас отвезли на автовокзал (18:00), где мы рассчитывали подсесть на первый пригородный автобус и выбраться на М7. Но пригородных в сторону востока не было, а кондуктор автобуса на Елабугу отказывался взять менее чем до Елабуги. Даже за десятку с носа. Ну и ладно, сам виноват. Вышли на дорогу, стали останавливать маршрутки и спрашивать, не идут ли они на нужный нам край города. Вторая по счету откликнулась. Доехали до Советской площади и еще немного прошли. Автобус на Елабугу проехал мимо, когда мы уже стояли за городом.

Опять останавливались одни местные. Хотя нет, был еще один 99-й, но он ехал в Москву (!). Мы объяснили, что он выбрал не самый короткий путь. В итоге, доехали на локальной машине до М7, что огибает Казань с севера. Встали (20:30) за постом ГАИ и вскоре поймали легковушку «на 25 километров», которая, однако, довезла до 900-го километра трассы. По дороге водила рассказывал о местных проблемах. Нефтяная компания «Нурлат» недавно на 30% сократила численность занятых, поэтому многие сидят без работы. Большинство из них занимается таксизмом, что сейчас стало небезопасно (участились нападения на водителей и угоны машин).

В 22:15 стояли на АЗС. Вот, думали, сейчас-то и померзнем в ночь. Но повезло. Остановилась «Ока», среагировав на одинокую Элю. В машине было лишь одно посадочное место – вместо заднего сиденья лежал обод от КАМАЗа. Но она ехала в Чайковский и сворачивала, не доезжая всего 10 км до Ижевска. Эля упросила водителя взять нас, и я, вместе со своим рюкзаком, разместился на упомянутом ободе. Не самое удобная поездка в жизни, но ехать в теплой машине все веселее, чем стоять на холодной трассе.

Все же устроившись, я заснул, а Эле пришлось героически развлекать разговорами засыпавшего водителя. Остановились перед ДПС уже в Удмуртии, здесь проверяли все машины. Мне пришлось выйти и перейти пост пешком, дабы не вызвать вопросов. Дальше я уже не спал, проникшись совершенно пустой и темной дорогой. На всем этом отрезке (100 км) мы встретили пару машин и не обогнали не одной. Все это, вкупе с откровенным отключением водителя и легкими зигзагами, которые выделывала наша машина в этот момент, можно охарактеризовать одним наречием - scary. В очередной раз я пообещал себе не ездить ночью автостопом. Стоит ли говорить, что наш дальнейший хитч-хайкинг на протяжении всего путешествия был большей частью ночной.